Всем привет! Сегодня поговорим о выборе холодильника для автодома, прицепа дачи да и любого транспорта для путешествий.
Если вас интересует только финальный выбор из конкретных моделей просто переходите в конец статьи. Если же хотите понять что и почему, какие виды бывают и что выбрать то читайте полностью.
Основным отличием автомобильных холодильников от домашних - это их приспособленность для работы в условиях путешествия. Это в основном касается размера, форм-фактора, способа охлаждения, электропитания и пригодности для жизни в условиях тряски и наклона.
Тут все просто - места в машине меньше чем дома, так что и размер холодильника обычно от 15-30 литров для небольших автомобилей до 50-90 для более габаритных автодомов.
Объем 15 литров вместит в себя разве что набор для пикника и пару бутылок с напитками. С 30 уже можно жить и питаться пару дней. Начиная от 50 можно позволить себе хранить запасы еды на более долгий срок, до недели. Холодильник на 90 литров и более позволит адекватно проживать семье с детьми особо себя не ограничивая. Конечно это все еще далеко от обычного домашнего холодильника, где объем холодильной камеры от 200л, да еще и морозилка на 100л. Но как и в остальной жизни путешественника - всегда нужно приспосабливаться к компромиссным решениям.
Автохолодильники чаще всего продаются в формате "ларь", с крышкой для открывания сверху.
Но есть модели и с боковой дверцей, что чаще всего удобнее для автодомов с полноценной кухонной мебелью.
Ларь же больше удобен для путешественников на авто - его удобнее перемещать, проще открывать в маленьком пространстве и он лучше бережет холод.
Впрочем ларь тоже возможно встроить в мебель большого автодома с помощью специальных выкатных механизмов
Все современные домашние холодильники имеют компрессор для охлаждения. Это такой насос, который сжимает хладагент и за счет возникшей реакции охлаждает пространство внутри. Но в мире автопутешествий существуют и другие варианты:
Для автодомов раньше широко применялись холодильники работающие на газу. Причина для этого проста - компрессоры потребляли довольно много электроэнергии, а вот аккумуляторы наоборот были довольно слабенькими и громоздкими.
Так что были популярны абсорбционные холодильники, которые работали за счет нагрева газом специальной камеры и химической реакции обмена тепла на холод. Проблема в том, что их эффективность не самая лучшая - они могут обеспечить разницу лишь 15-20 градусов с окружающей средой, кроме того им требовалось хорошее проветривание, иначе эффективность в жару падала еще сильнее.
Чтобы не тратить газ во время передвижения и в кемпингах - такие холодильники часто имеют возможность работать еще и на 12В и 220В. И если на 220В они работают в принципе сносно (хоть и очень неэффективно, но какое нам дело до внешней сети), то на 12В все очень плохо - жрет электричество холодильник тоннами, а охлаждает очень слабенько. Чисто для поддержания холода во время передвижения от стоянки к стоянке и не более того.
Такие холодильники все еще стоят во многих автодомах (в большинстве до 2020 года) но современные дома уже комплектуются компрессорными моделями. Сейчас даже в продаже такие найти все сложнее, они постепенно выходят из оборота.
Компрессор - это выбор современного автодома, ведь такие модели работают эффективно, достаточно тихо и потребляют разумное количество энергии. Да и аккумуляторы на сегодня совсем другого уровня (особенно литиевые lifepo4) так что не редкость, когда автодом вполне может спокойно простоять без подключения сети с работающим холодильником 2-3 дня. А самодельные мощные электросистемы на литии с солнечными панелями и вовсе позволят жить автономно неделями.
Есть еще варианты автохолодильников сделанных по термоэлектрической технологии (чаще всего на модулях пельтье) - про нее забудьте, это не холодильник, просто коробка чтобы довести прохладные напитки до пикника.
Модули пельтье могут обеспечить и более сильный охладительный эффект, но сильно при этом нагреваются сами и потребляют очень много электричества, так что серьезные автомобильные холодильники на них не делают, т.к. они проигрывают компрессорным.
В принципе все холодильники способны работать во время езды. Компрессорные конечно не в восторге от плохой дороги и будут брынчать как музыкальные блюдца, но в целом даже бытовые модели справляются с этой задачей. Абсорбсционные нормально переносят дорогу, в них вообще почти нет подвижных частей. Но вот стоянку под углом переносят хуже компрессорных - эффективность охлаждения может сильно упасть даже на небольшом уклоне 5-10 градусов.
Последним параметром у нас остается питание. Тут в целом все довольно просто - если вам нужен максимально эффективный автономный холодильник - то лучше всего выбирать модель на 12В с компрессором предназначенным для работы от бортовой сети автомобиля. Особенно если вы хотите купить "ларь" с открывание наверх небольшого объема - такие бывают только автомобильные.
Кстати большинство моделей вполне могут успешно работать и от 220В (например если вы выезжаете в поездки не так часто и чтобы холодильник не простаивал без дела - используете его дома). Для этого в комплекте может быть специальный адаптер для работы от 220В либо такой можно купить отдельно
Чаще всего в настройках таких холодильников есть защита от разрядки АКБ, чтобы не опустошить его в ноль и вы всегда смогли завести авто.
Альтернативный вариант - это холодильники на 220В.
Основная проблема с ними в том, что для их работы потребуется преобразовать бортовое питание 12В в бытовое 220В. Для этого необходим инвертор. И мало того, что он должен обеспечивать работы компрессора (обычно это всего 40-60Вт), он еще и должен иметь запас превышающий мощность компрессора в 5-10 раз для его запуска, то есть 600 это минимум, который нужно иметь, а иногда и с 1000Вт холодильник может отказаться запускаться. Обычно подходят такие инверторы, но к каждому холодильнику нужно подбирать индивидуально
Специализированные автомобильные холодильники таких проблем не имеют и их компрессор запускается плавно без больших скачков потребления.
Но тем не менее это возможно, на дорогах много самодельных автодомов, которые используют бытовые компрессорные холодильники. На сегодняшний день я бы такой вариант не рекомендовал, так как специализированный автохолодильник стоит всего лишь на 20-30% дороже такого же по объему бытового холодильника в связке с приличным инвертором.
Ну как мы поняли из разбора выше - наш вариант - это компрессорный 12В холодильник. Из проверенных производителей на рынке вы можете встретить респектабельные, но довольно дорогие бренды (которые сейчас еще и очень тяжело найти в продаже) типа Dometic, Indel B, Thetford
либо так же проверенные, но более дружелюбные к вашему бюджету Alpicool, Libhoff или Mayvel от китайских производителей
Раньше у бюджетных брендов были доступны только холодильники типа "ларь" любых объемов от крохотных 15л до внушительных 75л, но теперь появились и модели с классическим автодомным боковым открыванием
К тому же все современные модели имеют возможности настройки желаемой температуры в диапазоне аж от -15 -20 градусов, что превращает их в морозильные камеры. Ну и в новых моделях есть подключение к телефону, защита АКБ от разрядки, хорошие экраны с подсветкой прочие приятные бонусы. Так что они полностью закрыли потребность в холодильном оборудовании для автотранспорта.
Итак вы купили холодильник, теперь надо его как-то подключить, установить и использовать. Какие хитрости тут могут быть?
Как мы поняли большинство современных моделей питаются от 12В. В принципе они потребляют всего 40-50Вт (4-6А), так что провод для подключения можно использовать довольно небольшой - 2.5мм2 будет достаточно. Некоторые модели подключается прямо через прикуриватель, у других же может быть просто провод для подключения - такой придется подключить самостоятельно.
Потребление энергии будет сильно зависеть от объема холодильника, частоты открывания дверцы, температуры вокруг, вентиляции, количества продуктов и других факторов. Но в среднем компрессорных автохолодильник на 12В объемом 30-50л будет потреблять в сутки около 25-35Ач от вашей батареи. Бытовой холодильник с питанием 220В немного побольше из-за наличия инвертора - 30-45Ач в сутки.
Устанавливать надо холодильник так, чтобы он никуда не выкатился при движении. При этом на холодильнике обычно особо нету никаких петель или отверстий для крепления, так что приходится придумывать какие-то ремни для фиксации и рамку внизу, чтобы холодильник никуда не убежал. К тому же, если вы ставите бытовой холодильник то придется позаботится о фиксации дверцы - если вам кажется, что она не откроется во время движения то спешу вас огорчить - обязательно откроется. Можно поставить детский замок.
В специализированных автохолодильниках такой проблемы нет - дверца всегда на защелке
Чтобы холодильник работал эффективно - от него нужно отводить горячий воздух. Чем лучше вы это будете делать - тем лучше в жару он будет охлаждать продукты и меньше электроэнергии на этот процесс потреблять. Так что как минмум стоит оставить какое-то пространство около вентиляционных отверстий холодильника и обеспечить возможность обмена воздуха в этих местах. Современные модели имеют активное охлаждение с вентилятором, так что специально ставить еще один вентилятор обычно необходимости нет. Но если у вас бытовой холодильник на 220В или абсорбционная модель без вентилятора, что это очень не помешает.
Как же сберечь ценную электроэнергию и помочь холодильнику работать эффективнее. Кроме советов выше, можно дать еще пару небольших.
На этом все, если у вас есть еще советы - пишите в комментария или в телеграм канале https://t.me/vantourist_ru
Спасибо за внимание, холодных продуктов и полных аккумуляторов вашему дому!
Если статья для вас была полезна - можете отправить любую сумму (с любой карты без регистрации) на развитие проекта на donationalerts/vantourist