Переходим к последней категории - полноразмерных самодельных автодомов на базе больших фургонов В прошлых частях мы рассмотрели автодома в виде миникемперов и автодома среднего размера из микроавтобусов. Теперь же дошли до полноразмерных фургонов.
Кроме того что они банально больше и в них можно запихать просто больше всякого хлама
есть и другие плюсы. Например можно выбрать фургон с такой высотой крыши, что можно будет стоять в нем в полный рост.
Поверьте, не стоит недооценивать эту мелочь, если вы планируете длительные путешествия, ваша шея и позвоночник скажут вам спасибо. Кроме того некоторые модели имеют ширину, достаточную для того, чтобы разместить спальное место поперек салона, что может дать большой выигрыш в компоновке дома.
Ну и в целом это просто большая машина.
В ней можно сделать уже вполне приличную кухню, систему водоснабжения, электросистему с солнечными панелями и инвертором
и даже отдельную комнату для туалета и душа.
Да и самому разместиться в ней можно более комфортно
сделав основные зоны таким образом, что не придется все время что-то складывать/раскладывать, доставать и убирать, для того чтобы выполнять ежедневные рутинные действия типа сна, готовки и отдыха. Плюс к этому у вас появляются варианты размещения и перевозки внутри не только двух, но и четырех человек. Для спальных мест придется делать двухъярусную кровать или придумывать какую-нибудь хитрую трансформируемую конструкцию
Это сложно, но тоже возможно. Поставить же за кабиной дополнительный диван с ремнями безопасности для перевозки двух дополнительных пассажиров обычно вполне реально.
Кроме того он пригодится и для организации места отдыха внутри.
Минусом такого типа автодома очевидно является его габариты.
Если в домах из предыдущих категорий вы можете себя чувствовать почти как на легковой машине, то тут уже точно нет. Это грузовой автомобиль и он живет по своим правилам. Он высокий и не сможет въехать на большинство подземных стоянок.
Он широкий и встанет совсем не на любое место на тесной парковке
и он длиннее на 1-2 а то и 3 метра, чем обычный легковой авто, что тоже скажется на удобстве стоянок в городе. Впрочем на фургоне с длиной до 5.5 метров можно найти место почти везде, пусть и не сразу но чаще всего это вполне возможно.
К тому же он сделает дороже и само путешествие - расход топлива (обычно дизельного в нем повыше, до 9-11 литров/100км, а плата за дороги и паромы может быть в 1.5 - 2 раза выше, чем на компактный автодом, особенно если длинна превышает 6 метров (это магическая цифра для паромов европы). Вот например стоимость одной из маленьких переправ в Норвегии.
Пересечь фьорд на транспорте до 6 метров будет стоить всего 16 евро, а на авто до 7 метров уже 38.
Причем неважно автодом это или легковой авто, на пароме чаще всего их интересует только длинна и иногда высота. В отдельных случая разница может быть еще больше, а может быть и почти не заметна. Все зависит от страны и ситуации. В общем правило тут простое и очевидное - чем больше дом, тем сложнее его парковать и дороже на нем путешествовать. Но в ответ он дает и бОльшие возможности по огранизации пространства внутри и автономности.
О возможных планировках я более подробно расскажу в отдельном видео, которое целиком будет посвящено именно этому вопросу так как их очень много. Но классической планировкой для фургона средних размеров является размещение кровати в задней части, а перед ней установки небольшого кухонного модуля с одной стороны и места для отдыха со столом другой стороны. Если этот диван позаимствовать из какого-нибудь фургона вместе с ремнями безопасности и развернуть по ходу движения то на нем можно даже будет передвигаться в путешествии. А если сделать передние сидения поворотными, то за столом вполне реально разместить до четырех человек.
Все это можно уместить в фургоне с длинной примерно 5 - 5.5 метров
в этом случае грузовой отсек даст около 3 метров для вашего творчества. Если выбрать фургон побольше, например 6 или даже 7 метров, то простор для планировки еще больше увеличивается.
У вас появляется в распоряжении кузов длиной около 4 метров и там можно разместить не только стационарную кровать и обеденную зону, но и душевую кабинку с туалетом и шкафы для вещей.
Ну и автономность можно серьезно повысить увеличив запасы воды, места для еды и электросистемы. На крыше тоже станет больше места для люков вентиляции и солнечных панелей.
Ладно не настолько конечно, но можно вот так
Вполне реально на таком доме становиться на стоянки по 3-5 дней и не испытывать проблем с комфортом. А если подойти к вопросу качественно то и двухнедельное автономное проживание может быть не пределом. Конечно чем длиннее в итоге получится автодом,
тем сложнее он будет в эксплуатации, стоимость паромов и платных дорог станет выше, а парковать в городе его будет уже не так просто. Но все равно проще, чем большинство серийных полноразмерных автодомов.
Самые популярные платформы для такого типа автодомов является коммерческая техника типа Мерседес Спринтера слева и Фиат Дукато справа.
Еще популярны варианты на базе Форд Транзит, Iveco Daily и иногда можно встретить Renault Master.
Кроме Фиата дукато есть еще его близнецы Ситроен Джампер и Пежо бокстер Вот вся тройка на одном фото.
Фиат справа. Или слева. Постойте ка… нет все таки справа. Они немного отличаются по оснащению кабины, технической части и опциями, но грузовой отсек у них будет одинаковый Наиболее популярной платформой пожалуй является Фиат Дукато, она заслужила свое место как база как самодельных так и коммерческих автодомов
за счет адекватной стоимости и неплохой надежности. Аналоги от Ситроен и Пежо менее популярны, но тоже нашли свое место в проектах строителей домов. Важным преимуществом этой тройки является широкий грузовой отсек - самый широкий в классе.
За счет ширины почти в 190 см внутри такого фургонах возможно оборудовать кровать поперек салона,
что дает выигрыш около полуметра при размещении остальной мебели. Это довольно весомое преимущество, так что советую присмотреться к этой платформе. Минусом является не очень большой клиренс, из-за низкой поперечной балки сзади
по сравнению с тем же спринтером, где нижней точкой является дифференциал, поднятый ближе к центру колеса.
Да и сами штатные колеса спринтера могут быть выше на 2-3 сантиметра, но это зависит от конкретной модели.К тому же не всем нравится передний привод, который иногда может помочь при езде, а иногда и уступить в проходимости заднему, особенно если сильно нагружена задняя часть автомобиля, что в автодоме не редкость.
Второй по популярности базой для подобных домов пожалуй идет собственно мерседес спринтер. Наиболее часто выбирают либо модель выпускавшуюся до 2006 года, а потом превратившуюся в Спринтер Классик и продающуюся по сей день
либо обновленный вариант производящийся с 2006 года. В целом оба варианта примерно похожи, за исключением некоторых различий в эргономике и внешнем виде.
Плюсом в этой платформе является авторитет марки мерседес и личные предпочтения по салону и эргономике. Ну и как я говорил выше больший клиренс и потенциально проходимость. К тому же на спринтере установлен задний привод, для тех кто предпочитает такой вариант. Минусом же станет узкий жилой отсек,
около 175-180 см, так что разместиться поперек уже сможет не каждый. Есть решения в виде специальных расширителей на окна,
но в России их сложно найти, а их стоимость и доставка из США или Европы вас не обрадует. Еще одним преимуществом Мерседеса будет вариант приобрести его с полным приводом,
причем с вполне серьезными возможностями, особенно если немного поднять подвеску и оснастить его приличными грязевыми колесами.
Цена правда на такие версии сразу скажу не малая. В Фиате и его аналогах вариантов с штатным полным приводом практически нет. Кроме этих вариантов можно посмотреть еще на Форд Транзит, про него я мало что знаю, но они бывают с полным приводом
так что стоит обратить внимание если вам это важно. На базе форда тоже существует не мало как коммерческих так и самодельных автодомов. Форд не новичок на рынке фургонов и модель довольно популярна. Ну и конечно не забудем про родную газель
можно сделать дом и из нее
особенно интересный вариант может получится из полноприводной модификации соболь.
Минусом будет то, что их форма плохо приспособлена для автодома - низкая крыша, сильное закругление сверху и узкий салон
не дают особо разбежаться. С недавних пор есть вариант Газель НЕКСТ
который приобрел более адекватную форму и стал похож на вменяемый бюджетный фургон так снаружи так и внутри. Простенький конечно, но уже кое-что. Появились варианты с нормальной высокой крышей и салон в целом стал пошире. Если вас не пугает отечественный автопром то можно посмотреть. Интересным вариантом может стать полноприводный Соболь НЕКСТ
если он будет стоить адекватных денег, но на данный момент в продажу он пока не поступил и в каком виде он вообще дойдет до реального рынка пока непонятно. При выборе российской марки только не забудьте о том, что сломавшись в Европе у вас могут возникнуть проблемы с поиском запасных частей на такой автомобиль.
Этот же кстати касается и любой грузовой экзотики - различные фургоны выходившие на локальных рынках США или Японии
и привезенные к нам могут вызвать недоумение в Европе по части ремонта и поиска запчастей. Все таки для путешествий лучше выбирать технику, продающуюся на местных рынках. Ну или знать ее самому вдоль и поперек, не боясь погрузиться в чудеса ремонта, впрочем это не отменяет проблемы с заказом запчастей. У многих вариантов таких коммерческих фургонов существует большой выбор вариантов по размеру как в длину так и в высоту. Можете выбрать весьма компактный фургон,
не сильно больше того же транспортера, а можете взять лайнер с самый высокой крышей и длиной больше 7 метров.
Только будьте аккуратны с категорией своего транспорта, так как если вы покупаете большой фургон его максимальная масса может превысить 3.5 тонны
и он попадет в грузовую категорию C. Причем это даже зависит больше не от размера фургона а от характеристик шасси. Так что проверяйте перед покупкой. Так же учтите, что в пассажирском варианте подобного фургона может оказаться более 8 пассажирских мест
и он попадет в категорию D (автобусы). Есть процедура превращения его в авто с категорией B, но она связана с некоторым переоформлением документов и будет стоить дополнительных денег. И сделать из него категорию В возможно только, если максимальная масса не превышает 3.5 тонны иначе получится все равно грузовой фургон категории С. На этой теме я не буду слишком подробно останавливаться в этом видео, но если у вас вопросы по переоформлению подобного транспорта пишите мне на почту, подскажу что с этим делать.
Общая же стратегия по покупке любой из этих машин в качестве базы для автодома довольно проста. Определитесь с тем что вам нужно от машины, насколько большой и вместительной она должна быть, ищите варианты на рынке в рамках своего бюджета, смотрите их, примеряйте на себя (особенно в плане возможности стоять в полный рост или спать поперек кузова), везите в сервис на диагностику, покупайте и стройте дом своей мечты.
Конечно при этом не забудьте подписаться на это блог, он гарантировано поможет вам в этом деле и посмотрев еще статьи и видео с него вы сможете избежать множества глупых ошибок, которые иногда совершал и я, а так же значительно ускорите процесс превращения фургона в дом мечты, ведь гораздо проще действовать, когда перед глазами есть пример и четкие инструкции.
На этом же я с вами прощаюсь, спрашивайте в комментариях что вам интересно еще узнать по этой теме, это повлияет на выбор тематики для следующих статей. Ну и ваша подписка и лайк всегда дают понять что вам не все равно и время которое я трачу на создание этих выпусков не уходит в никуда.
Спасибо что почитали, увидимся в следующих статьях!
Если статья для вас была полезна - можете отправить любую сумму (с любой карты без регистрации) на развитие проекта на donationalerts/vantourist