Вентиляция в автодоме - выбор люков, окон, вытяжки. Правильные воздушные потоки в кемпере

Развернуть

Всем привет! Сегодня речь пойдет об организации вентиляции в самодельном автодоме.

Это вопрос который многие строители часто игнорируют или делают «на сдачу» в конце постройки. А ведь правильная вентиляция сильно повысит комфорт вашего путешествия и ее нужно продумывать ещё на самых ранних этапах постройки, ведь что-то изменить в ней будет очень затруднительно. Какая же вентиляция в автодоме нам нужна?

Вентиляция жилого пространства

Основное предназначение вентиляции салона - давать чистый воздух и понижать температуру в жару. Свежий воздух особенно необходим если вы используете какие-либо обогреватели. Хоть они часто и не сжигают кислород напрямую, но все равно сушат и тратят свежий воздух, так что его поступление необходимо.

Если ничего не монтировать дополнительно, то для проветривания используют окна в передних дверях, сдвижную боковую и задние двери. Так действительно можно организовать неплохо приток свежего воздуха. 

Но проблема в том, что задние двери редко кто открывает надолго. Там часто находится багаж и техническая зона автодоме и кровать. На какой-то людной стоянке светить всеми внутренностями своего жилища не очень хочется. Да и на ночь в таком виде точно не оставишь

Иногда в задних дверях могут быть открывающиеся окна, но это редкий случай. Так что мы остаёмся с боковой и передней дверьми. И проблема в том, что даже если мы откроем все нараспашку - обмен воздуха будет происходить только в передней части дома, а сзади воздух «встанет»

И тут на помощь нам приходят открывающиеся окна и люки вентиляции

Кемперные и обычные окна для авто

При выборе окон у нас есть два основных варианта - обычные окошки с форточкой, которые могут как повторять штатный оконный проем для вашей модели фургона так и окошки стандартных размеров на выбор.

Их проблема в том, что они предлагают плохую теплоизоляцию и летом от них будет идти жара, а зимой веять холодом. К тому же стоит выбирать окно, через форточку которого не смогут залезть грабители, особенно если вы будете оставлять ее открытой на ночь. Но зато это самое бюджетное решение. Купить их можно почти в любом городе и заказать через интернет.

 

Если же хочется теплоизоляции получше, то существуют специализированные кемперные окна. У них двухслойное остекление, так что они гораздо лучше сохраняют тепло или прохладу вашего дома. Они не будут покрываться конденсатом и запотевать при большой разнице температур дома и на улице. Открывание у них тоже более продуманное, есть режимы ночной вентиляции и защита от дождя. К тому же в приличных моделях можно ещё и встретить встроенную рулонную штору и москитную сетку. Такие окна конечно стоят подороже обычных и заказать их можно только в специализированных магазинах или из Китая

 

Установив какое-то из окон в задней части автодома (обычно над кроватью) мы уже сможем получить кое-какой воздушный поток в салоне.

 

Конечно чем больше таких окон вы установите, тем больше вариантов организации воздухообмена и его объема вы сможете получить.

Только будте аккуратны с установкой нестандартных окон при оформлении документов в ГИБДД. С кемперными окнами, не являющими штатными для вашего автомобиля и не прошедшими экспертизу могут быть вопросы по регистрации изменений. Уточняйте в ГИБДД или фирме оформляющей для вас документы.

Если окон для вентиляции вам не хватает, они для вашей планировки подходят плохо, вы не хотите их устанавливать или выделяться на парковке, то на помощь прийдут люки для вентиляции

Люки с вентилятором и без

Люки монтируются в крышу дома и могут давать довольно существенный поток воздуха.

В отличии от окон они имеют свои преимущества:

  • Можно сильнее открыть на ночь, выше безопасность
  • Почти не выдают внешним видом автодом 
  • Могут иметь вентилятор
  • Меньше пропускают шум с улицы
  • Не занимают место на стенах, позволяют улучшить термоизоляцию 

Люки делятся на два основных типа - с активной вентиляцией и без. 

Люк без вентиляции - это такой обычный механический люк, который можно встретить в автобусах и маршрутках. Купить его можно в магазинах автоаксессуаров и в интернете

 

Бывают и специализированные кемперные люки без вентиляции, обычно они имеют двойное остекление и больше вариантов открывания. Цены правда повыше.

Установив такой в салоне можно ожидать какой-то поток воздуха, главное не забывать что воздуху нужен вход и выход и именно объём между этими точками и будет обновляться. 

Если конечно будет хоть какой-то ветер.

Другой же вариант люков - это модели с активной вентиляцией. Они все очень похожи на первый взгляд и отличаются в основном напичканностью функциями. Если в дешевой модели просто будет ручное открывание крышки и кнопочка «вкл-выкл-реверс», то в продвинутых может быть:

  • Несколько скоростей работы (иногда до 20)
  • Электрическое открытие/закрытие крышки
  • Датчик дождя с автоматическим закрыванием
  • Датчик температуры и автозапуск по нему 
  • Пульт дистанционного управления
  • Встроенный светильник

Отдельным пунктом идёт модель maxxair, которая имеет крышку особой конструкции, позволяющей использовать вентилятор даже в дождь.

К сожалению купить эту модель где-то кроме США и части Европы крайне затруднительно

Зато с остальными вариантами нам как обычно поможет Китай, предлагающий как простые так и довольно продвинутые модели

По размерам люки бывают 38см (для стандартного отверстия 40х40) и уменьшенные 28см.

Классической разумной установкой люков будет расположение одного в задней части салона (обычно над кроватью) а второго в передней. В этом случае вы охватите максимальный объём салона для вентиляции.

В такой конфигурации я всегда рекомендую чтобы хотяб один из люков был с вентилятором. Тогда он сможет заталкивать/высасывать воздух из салона и активировать воздушный тоннель внутри. Если вентилятора будет два, то второй можно включить в противоположную сторону и создать вполне серьёзный поток воздуха.

Главное помните, что воздуху нужен вход и выход. Если вы просто поставите один люк, даже с вентилятором, и закроете остальные окна и двери - он не сможет обеспечить поток воздуха, ведь воздуху внутри будет некуда выходить

В этом случае нужно иметь хотябы техническое отверстие для забора/выдува воздуха на улицу, чтобы вентиляция могла функционировать

А правильно выстроенная вентиляция сильно поможет вам в летние дни, ведь даже при самой лучшей изоляции автодом все равно постепенно нагревается на солнце и превращается в парник с температурой 30-40 градусов. Если же у вас организован продув (особенно активный) то вы сможете охладить свой дом до уличной температуры в тени. Но чуда не ждите, вентиляторы не охлаждают воздух с улицы и не сделают его холоднее. Если он +30 то и дома будет +30. Но это уже не +40 и учитывая приятный бриз по салону - находится внутри становится гораздо приятнее.

Даже не пересчитать, сколько раз вентилятор спасал наш сладкий сон, когда автодом попадал под утрене солнце и при температуре на улице всего +15 за считанный час прогревался внутри до +30! Включение одного из вентиляторов на самой маленько скорости помогало запустить обмен воздуха и мгновенно скинуть температуру в салоне до приятных 20 градусов.

Если же требуется борее серьезное охлаждение - то тут уже придет на помощь кодиционер. Для автомобилей они тоже существуют и их можно купить из РФ или Китая и установить дополнительно

Но для них подготовьте серьезную электросистему, ведь кондиционер потребляет 600-1000Вт и чтобы его автономно использовать нужно иметь электросистему на литиевых батареях объемом хотябы от 300Ач (а лучше 400Ач+) либо постоянно заводить двигатель для его работы. В ином случае вы сможете пользоваться таким устройством только на стоянках с подключением к внешней сети 220В.

Поговорим о других видах вентиляции в автодоме

Вентиляция туалета и ванной комнаты

Чтобы избежать повышенной влажности в автодоме и неприятных запахов рекомендуется иметь в душевой комнате отдельную вытяжку для вентиляции. Она может быть как в крыше в виде «грибка» или маленького люка, так и в стене в виде решетки с вентилятором.

4010
 

Лучше выбирать для этих целей модели с вентилятором, чтобы создать воздушный поток в нужном нам направлении.

А то при пассивной вентиляции может случайно получится обратный эффект - все запахи и влажность разлетятся по дому вместо того чтобы выйти наружу.

Вентиляция кухни и плиты

Одним из серьезных источников запахов, влажности и тепла в автодоме является кухня. Особенно с газовой плитой. Чтобы с этим справиться есть специальные компактные модели кухонных вытяжек, работающих от 12В

 

Если такой вариант не подходит, то можно разместить над кухней один из активных люков с вентилятором и включать его на вытяжку во время готовки.

Если так тоже сделать не получается немного спасёт ситуацию окно или хотя бы приоткрытая дверь. Главное помните о направлении воздуха - откуда и куда он идёт.

Вентиляция технических зон

Кроме людей иногда вентиляция может потребоваться и техническому оборудованию. В первую очередь холодильнику на кухне. Обычно современным компрессорным моделям  не требуется какое-то специальное охлаждение, но если вы живете в очень жарком месте, холодильник у вас газу или сильно обставлен мебелью со всех сторон - ему может потребоваться отдельное охлаждение. 

Его можно организовать либо гоняя воздух внутри дома (что менее эффективно) либо выводя тепло прямо на улицу с помощью вентиляторов

4010
 

Кроме холодильника такая забота может потребоваться и другим устройствам. Инвертору, солнечному контроллеру, зарядному устройству или аккумуляторам. Обычно хватает просто какой-то вентиляции технического отсека с общим объемом автодома. Чтобы не следить за температурой вручную и не гонять вентиляторы сутками их можно подключить через термоконтроллер или термореле

 

Термореле очень легко пользоваться - подключаете через него вентилятор, кладёте его в место нагрева и он само соединит контакт, когда температура достигнет нужной отметки (например 40 или 50 градусов). А когда она опустится ниже этого значения - реле отключит вентилятор автоматически.

Термоконтроллер более продвинутое устройство с множеством настроек по порогам включения и отключения цепи по температуре. 

Вот и все, следуйте этим не очень сложным советам, комбинируйте их, выбирайте подходящее оборудование, не переплачивая за ненужное и наслаждайтесь свежим и прохладным воздухом где бы вы ни были!

Если статья для вас была полезна - можете отправить любую сумму (с любой карты без регистрации) на развитие проекта на donationalerts/vantourist

Поделиться публикацией:

Смотрите так же